СТАРЫЕ ДОРОГИ

Закончив досрочно Еврейский педагогический техникум в Минске, я был послан в г. Старые Дороги на работу учителем физики и математики в еврейскую неполную среднюю школу. Здесь, до поступления в Ленинградский государственный университет, я проработал полтора года.

Мне сняли проходную комнату на Привокзальной улице. Принадлежала она семье извозчика. Вскоре случился пожар, который на моих глазах превратил в пепелище всю Привокзальную улицу. Помимо местных пожарных, его тушила команда, прибывшая по железной дороге из Слуцка. Я стал "погорельцем" и, хотя у меня ничего не сгорело, я как "погорелец" получил от государства дефицитное то ли пальто, то ли костюм.

В школе я представился директору, энергичному молодому человеку по фамилии Полойко. Мы сразу подружились с ним. Он меня представлял каждому классу.

Начались занятия. Здесь меня мучило одно обстоятельство. Дело в том, что я был очень молод. Мне было всего 17 лет, я кипел энергией и разряжался часто нервным смехом. Потом этот смех или, в лучшем случае, широкая улыбка на моем лице, вошли в привычку, и все и везде мне казалось смешным. К этому добавлю, что мои ученики иногда были старше и рослее меня. Все это меня смешило, и часто я входил в класс с широко раскрытым от уха до уха ртом. Помню, перед тем, как войти в класс, я долго стоял перед дверью, кусая себе губы и стараясь настроить себя на серьезный лад. Но ничего не получалось. Только входил в класс, и улыбка вновь озаряла мое лицо. Как я был противен сам себе!..

Тем не менее, в школе меня уважали. Я был очень наивен в вопросах любви. Меня интересовало только дело. Это даже вызывало насмешки со стороны некоторых преподавательниц. Однажды биологичка мне совершенно серьезно рассказала, что где-то вывели породу козлов, которые дают молоко не хуже коз. Я к этому сообщению отнесся совершенно серьезно. На ее лице не было и тени насмешки. Я почти поверил ей...

В школе я, вел математику и физику, и все на еврейском языке. Я много занимался с ребятами. Должен сказать, что еврейские ребята отличались хорошей дисциплиной, и мне было легко с ними работать. Я так полюбил свою учительскую профессию, что значительно позднее, когда приехал в Ленинград, я часто останавливался перед школой и смотрел на детей с чувством ностальгии.

Возвращаясь к дням работы в школе, не могу не упомянуть, как мы задумали осуществить проект электрического освещения села. Дело в том, что это был 1933 год. Только что начало внедряться в быт электричество. Многие не понимали принципа работы электростанции и освещения. Мы с ребятами решили построить большой макет села, поясняющий этот принцип. Не столько ученикам, сколько их родителям.

Сколотили большой низкий ящик: 1,5 х 1,5 м, насыпали песок, склеили из картона домики с окошками, внутри каждого домика поместили лампочку от карманного фонарика. Установили "столбы" электрического освещения вдоль "улицы", соединили их проводами из тонкого монтажного провода. Построили "электростанцию": аккумулятор со щитом, на котором установили нарисованные на крышке от ваксы «амперметр» и «вольтметр». Установили школьный реостат, рубильник, пробки и т.д. "Улицы" с рельефом, кое-где с "деревьями". Красота! Дети готовили макет с большой охотой. Бывало, идешь по улице, мальчики догоняют: "Лерер (учитель), я достал коробочку из под ваксы!" И вот родительское собрание, я жду в кабинете, где установлен макет, мои помощники волнуются. Собрание кончилось. Директор таинственно приглашает родителей в кабинет. Свет потушен, полная темнота, по моей команде включается рубильник и зажигается свет во всех "домиках" и на уличных фонарях. Эффект потрясающий, речь Полойко, мои пояснения ...

В июне 1934 года я уехал из Старых Дорог в Ленинград к маме и братьям. К тому времени они уже перебрались из Хойников в Ленинград. Но Старые Дороги остались в моей памяти навсегда.

Много лет спустя, я вернулся в этот город с моим младшим сыном, Александром. Мы совершали тематическое путешествие "По родным местам". Посетили Минск, Гомель, Хойники и Старые Дороги. Когда мы прибыли в Старые Дороги, я не узнал городка. На базарной площади мы поинтересовались у местных жительниц, помнят ли они довоенный городок, еврейскую школу и остался ли кто-либо из людей довоенного времени. Нам сказали адрес одной женщины, к которой нам следовало бы обратиться. Когда мы открыли дверь, эта женщина с криком "Лерер!" бросилась к нам. Через 40 лет она меня узнала! Мой сын был поражен. Возможно ли узнать меня через столько лет! Что касается меня, то я, конечно, не мог вспомнить мою ученицу, но мне было приятно, что она меня узнала.

 

НазадК содержаниюДалее

 

Сайт управляется системой uCoz