«ДАЦЗЫБАО»

В университете, будучи доцентом и затем профессором кафедры, я уделял много времени общественной работе. Так, на протяжении 15 лет я руководил методической комиссией физического факультета. По моей инициативе ежегодно, чаще всего в конце каждого учебного года, созывались методические конференции по различным вопросам педагогической деятельности. Первая конференция была посвящена теме «О лекторском мастерстве». Она вызвала живейший интерес, особенно у профессуры. Материалы конференции были опубликованы под моей редакцией и с моим предисловием. На конференцию пришли профессора Альтшуллер, Норден, Петров, Яблоков и другие. Вот здесь не обошлось без одного казуса.

На другой день после конференции я пришел в университет рано утром и на стене в коридоре на первом этаже физического факультета увидел «дацзыбао» (в то время это китайское слово было модным).

Вот что писал аноним:

Профессорам, студентам!!!

Вчера на конференции, посвященной проблемам образования, разгорелся острый диспут между сторонниками двух программ преобразования методов обучения: программой Фишмана и программой Нордена - Петрова - Альтшуллера.

Сущность проекта проф. Фишмана состоит в мелком переустройстве системы университетского образования. Основная мысль проекта: создать более мощный аппарат принуждения нерадивых студентов к заинтересованности в науке...

Здесь я должен пояснить, что в выступлении на конференции проф. Нордена был озвучен тезис, что студентов надо учить, как котят плавать, т.е. бросить в воду: выплывет - хорошо, а нет - бог с ним. В выступлении проф. Альтшуллера было сказано, что не обязательно лекции читать хорошо - хороший студент по книгам сам разберется. Я же, учитывая плохую посещаемость лекций студентами, ориентировал преподавателей не только на отдельных «умников», но и на всех студентов, поскольку мы уже приняли их в университет.

Автор пишет: «Да, товарищ Фишман, университет должен учить «умников»? а не «массы»!»

Я полагал, что ориентироваться на импульсивные высказывания маститых профессоров о том, что качество лекций не важно, что для обучения не требуется кропотливой работы всего педагогического коллектива, нельзя.

Ряд положений анонима были неоспоримы. Правильно, что «университет должен выпускать не технических инженеров, а ученых высокого качества». Но против этого никто и не возражал.

 Свой трактат аноним заканчивает словами: «Товарищи ученые, мы гордимся вами и верим в вас. А вы - студенты, которые по злой воле судьбы случайно оказались в этих стенах, будьте сознательны - ведь это очень важное дело». И подпись: «Студент». В конце приписано: «Просьба к бюрократам не срывать!!!»

«Дацзыбао» была склеена из 6 тетрадных листов длиной порядка 80 см.

И все же «аноним» не долго оставался таковым. Я еще вечером заметил, что несмотря на «аншлаг», переполненность 3-й физической аудитории преподавателями физфака, несколько студентов туда проникло. Мое подозрение пало на моих студентов Леонида Нефедьева, ныне крупного ученого, профессора Казанского педуниверситета и Игнатьева, ныне профессора того же университета. Я взял их «на пушку», сказал, что «дацзыбао» - это дело их рук либо их товарищей. Игнатьев тут же признался, что ее написал он.

В моей частной беседе с Игнатьевым, которая состоялась вскоре, мы подробно выяснили наши позиции и расстались с ним добрыми друзьями.

В методическую комиссию, которую я возглавлял, входили очень уважаемые преподаватели. Особо хочу отметить двух Борисов - Бойко и Тарасова, а также Перуанского, впоследствии прославившегося на весь мир тем, что выдвинул свою кандидатуру в президенты России в противовес Б.Ельцину. Это был неглупый человек, но всегда напичканный несбыточными идеями.

Ежегодно методическая комиссия проводила, как сказано, конференции на самые различные темы, например: «Организация лабораторных работ», «Решение задач в курсе общей физики» и т. д. Так продолжалось из года в год, пока я не уступил свое «кресло» Б.Малкину, ныне профессору кафедры теоретической физики.

 

К содержаниюДалее

 

 

Сайт управляется системой uCoz