«ДАЦЗЫБАО» В университете, будучи доцентом и затем профессором
кафедры, я уделял много времени общественной работе. Так, на протяжении 15
лет я руководил методической комиссией физического факультета. По моей инициативе
ежегодно, чаще всего в конце каждого учебного года, созывались методические
конференции по различным вопросам педагогической деятельности. Первая
конференция была посвящена теме «О лекторском мастерстве». Она вызвала
живейший интерес, особенно у профессуры. Материалы конференции были
опубликованы под моей редакцией и с моим предисловием. На конференцию пришли
профессора Альтшуллер, Норден, Петров, Яблоков и другие. Вот здесь не
обошлось без одного казуса. На другой день после конференции я пришел в университет
рано утром и на стене в коридоре на первом этаже физического факультета
увидел «дацзыбао» (в то время это китайское слово было модным). Вот что писал аноним: Профессорам, студентам!!! Вчера на конференции, посвященной
проблемам образования, разгорелся острый диспут между сторонниками двух
программ преобразования методов обучения: программой Фишмана и программой
Нордена - Петрова - Альтшуллера. Сущность проекта проф. Фишмана
состоит в мелком переустройстве системы университетского образования.
Основная мысль проекта: создать более мощный аппарат принуждения нерадивых
студентов к заинтересованности в науке... Здесь я должен пояснить, что в выступлении на конференции
проф. Нордена был озвучен тезис, что студентов надо учить, как котят плавать,
т.е. бросить в воду: выплывет - хорошо, а нет - бог с ним. В выступлении
проф. Альтшуллера было сказано, что не обязательно лекции читать хорошо -
хороший студент по книгам сам разберется. Я же, учитывая плохую посещаемость
лекций студентами, ориентировал преподавателей не только на отдельных
«умников», но и на всех студентов, поскольку мы уже приняли их в университет. Автор пишет: «Да, товарищ Фишман, университет должен учить
«умников»? а не «массы»!» Я полагал, что ориентироваться на импульсивные высказывания
маститых профессоров о том, что качество лекций не важно, что для обучения не
требуется кропотливой работы всего педагогического коллектива, нельзя. Ряд положений анонима были неоспоримы. Правильно, что
«университет должен выпускать не технических инженеров, а ученых высокого
качества». Но против этого никто и не возражал. Свой трактат аноним
заканчивает словами: «Товарищи ученые, мы гордимся вами и верим в вас. А вы -
студенты, которые по злой воле судьбы случайно оказались в этих стенах,
будьте сознательны - ведь это очень важное дело». И подпись: «Студент». В
конце приписано: «Просьба к бюрократам не срывать!!!» «Дацзыбао» была склеена из 6 тетрадных листов длиной
порядка 80 см. И все же «аноним» не долго оставался таковым. Я еще
вечером заметил, что несмотря на «аншлаг», переполненность 3-й физической
аудитории преподавателями физфака, несколько студентов туда проникло. Мое
подозрение пало на моих студентов Леонида Нефедьева, ныне крупного ученого,
профессора Казанского педуниверситета и Игнатьева, ныне профессора того же
университета. Я взял их «на пушку», сказал, что «дацзыбао» - это дело их рук
либо их товарищей. Игнатьев тут же признался, что ее написал он. В моей частной беседе с Игнатьевым, которая состоялась
вскоре, мы подробно выяснили наши позиции и расстались с ним добрыми
друзьями. В методическую комиссию, которую я возглавлял, входили
очень уважаемые преподаватели. Особо хочу отметить двух Борисов - Бойко и
Тарасова, а также Перуанского, впоследствии прославившегося на весь мир тем,
что выдвинул свою кандидатуру в президенты России в противовес Б.Ельцину. Это
был неглупый человек, но всегда напичканный несбыточными идеями. Ежегодно методическая комиссия проводила, как сказано,
конференции на самые различные темы, например: «Организация лабораторных
работ», «Решение задач в курсе общей физики» и т. д. Так продолжалось из года
в год, пока я не уступил свое «кресло» Б.Малкину, ныне профессору кафедры
теоретической физики. |
|