ГОВЕРЛА

Летом 1956 года я решил отдохнуть, отправиться в какое-нибудь туристическое путешествие по стране. Мне сказали, что во Львове можно приобрести путевку прямо в городском турбюро.

Я поехал во Львов, купил туристическую путевку в Карпаты, по маршруту Мукачево - Ясиня - Рахов, что на Западной Украине, недавно отторгнутой от Венгрии. Мукачево, прекрасный городок в предгорьях Карпат, богат виноградниками и фруктовыми деревьями. На рынке в разлив продавалось домашнее виноградное вино, правда, довольно кислое. А фруктов - море!

В комнате со мной жили два парня из Ленинграда: один студент, а второй аспирант. Я среди них был уже вполне солидным человеком, кандидат наук, доцент. В те годы я освоил и читал курсы лекций по атомной физике и спектроскопии и охотно делился своими знаниями с моими юными друзьями. Не знаю почему, но они очень привязались ко мне, ни на шаг от меня не отходили. Я был польщен их вниманием, легко шутил с ними и инициировал бурные взрывы хохота по каждому пустяку.

Первые впечатления от моей туристической поездки связаны с нашим гидом, крепкого сложения молдаванином, который сопровождал нас во все походы с неизменной гитарой за плечами. Сейчас его бы называли бардом. Но в то время это слово еще было незнакомо. Его песни вызывали тоскливое уныние и даже слезы. Я был с ним очень дружен; я впервые встретился с человеком не нашей морали и слушал не советские песни. Это была волна западного искусства, которое нас настигла в те послевоенные годы. Он водил нас по крутым горным тропам Предкарпатья и непрерывно пел, аккомпанируя себе на гитаре.

Однако наибольшее впечатление осталось у меня от похода на гору Говерла, у подножья которой мы находились. Ее высота над уровнем моря чуть больше 2000 м. Нам предстояло за один день подняться на 1500 м и успеть в тот же день вернуться к подножью.

Я не имел намерения идти в этот поход. Тем более, что расписанием он не был запланирован. Но мои друзья по комнате изъявили желание идти и уговаривали меня: без меня они не хотели идти в этот поход. Я не был экипирован. У меня не было соответствующей обуви. Но мои молодые друзья все мне сумели достать.

Чуть свет, по одноколейке, по которой возили рабочих, мы подъехали к подножью горы, откуда обычно начинался маршрут. Мы шли в приподнятом настроении. Я, как обычно, был весел, шутил по каждому пустяку и вызывал громкий смех ребят. Но все как-то вдруг изменилось.

Недалеко от подножья нас нагнала молодая женщина и попросила разрешение совершить восхождение вместе с нами. Мы ее охотно приняли в нашу компанию, не придав этому особого значения. Мы продолжали весело шагать и, хотя начался крутой подъем и приходилось преодолевать препятствия на пути - огромные камни и бурелом - мы не снижали темп и не переставали смеяться и шутить. Мне казалось, что в тот момент я был особенно остроумен, и мои шутки нравились даже мне самому. Ребята громко смеялись, одобряя и поощряя меня. Так продолжалось некоторое время, как вдруг, после сказанной мною очередной шутки, наша спутница заявила, что она не видит в них ничего остроумного и не понимает, почему ребята смеются.

Слова девушки на меня сильно подействовали. Я тут же потерял интерес к окружающему, замолчал, и ничто не могло теперь вернуть прежнее веселое расположение духа. Ребята, конечно, это сразу заметили. Они всячески меня уговаривали не придавать значения словам девушки. Однако я остался мрачным, глубоко обиженным, и весь остаток пути шел молча, не реагируя на окружающее.

Немного об этой женщине, так, как я ее запомнил. Это была преподавательница какого-то высшего учебного заведения и тоже из Ленинграда. Она была хорошо экипирована. Полный рюкзак плотно сидел у нее на спине. Из ее слов мы заключили, что она была туристкой со стажем:она путешествовала ежегодно, как правило, одна. Мне запомнились ее загорелые икры ног, короткие штаны, завязанные ниже колен. Обувь, типа кроссовок, была хорошо подогнана. Однако лица ее я не запомнил. Почему мне не запомнилось ее лицо?

Весь остальной путь мы прошли молча. Лес кончился. Начались луга, где паслось стадо коров. Начала сказываться усталость. Мы достигли высоты порядка 1800 м над уровнем моря. До пика Говерлы осталось всего-то около 200 м. Но тут, по нашей неопытности, мы напились молока, любезно предложенное пастухами. Я выпил около литра, и меня начало тошнить. Организм, по-видимому, не мог переварить молоко в таком количестве. Я вынужден был остановиться и прервать восхождение. Ребята же пошли дальше, дошли до вершины и, не заставив себя долго ждать, вернулись за мной.

После отдыха я пришел в себя и мог спокойно продолжать путь. Спускались мы гораздо быстрее, чем поднимались вверх. При спуске я делал большие шаги, перепрыгивал с камня на камень. В один момент я упал и получил вращательный момент такой силы, что вряд ли самостоятельно мог бы остановиться, если б не дерево, о которое я стукнулся, разом потеряв и поступательное и вращательное движение. Короче, за каких-то полтора часа мы уже были у основания Говерлы. Нашу спутницу мы потеряли по дороге и нисколько об этом не жалели. Но то, как она испортила мне это путешествие, я запомнил надолго.