РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Еще с детских лет я терпеть не мог рыбалку. Сидеть с удочкой и ждать поклевки - брр... - это было не по мне. Особенно было неприятно насаживать червя на крючок. Я относился к червяку как к живому, с известными ощущениями боли, гибели и т.д. Совсем иначе я относился к ловле рыбы бреднем. Еще в юности я любил тянуть бредень на озере Митрофанихи, что в Хойниках. Это было искусственное озеро в парке, сделанное продолговатым, "под речку", в котором водилась кой-какая мелочь. Эта любовь к неводу мне пригодилась в последние годы войны и в первые послевоенные годы, когда я увлекся рыбной ловлей.

У меня работал лаборантом парень по фамилии Рогов. Имени и отчества мы никогда не произносили, а звали его только по фамилии. Он был башковитым малым, с густыми бровями и черными, глубоко посаженными глазами. Он был умельцем, хорошим и бережливым хозяйственником. Он-то и организовал рыбную ловлю при помощи бредня.

Зимними вечерами мы готовили бредень. Нас было трое: я, Рогов и мой помощник и друг Николай Николаевич Семенов. Рогов научил нас плести бредни. Мы готовили их по специальным чертежам, которые заранее разрабатывались. Длина каждого бредня 13 метров, высокие крылья, которые плавно переходили в мотню. Последняя делалась большой, емкой. При необходимости мы могли соединить два бредня, и тогда получался бредень общей длиной около 25 метров с двумя мотнями.

Для плетения бредня Рогов изготовил нам из алюминиевого листа челноки. Свое умение вязать бредни я впоследствии использовал для плетения сеток к детским кроватям, когда я заимел детей.

Иметь подходящий бредень это еще полдела. Необходимо было изготовить резиновые костюмы для ловли рыбы в холодное время года. Мы сами скроили их из резины и склеили по всем правилам резиновым клеем. Здесь отличался главным образом Семенов. Костюмы были до пояса. Но нас постигла неудача. Один костюм оказался хорошим, а второй был сделан из некачественной резины: в нее были вкраплены песчинки шлака, и при погружении в воду костюм во многих местах протекал. Мы накладывали заплатки из тонкой резины, но число дырок было велико. В конце концов на костюме оказалось больше заплаток, чем основного материала. Все же костюм использовался, хотя доставлял нам много хлопот.

Итак, бредень готов, костюмы тоже. Весной мы попробовали их в действии на острове Маркиз. Мы поехали туда, я и Семенов, под вечер, после работы. Нашли широкое, но неглубокое место, взялись двумя руками за палки и пошли. Бредень натянулся, и мы продвигались с большой натугой. Комарья было более, чем достаточно. Они жалили беспощадно, а отмахнуться от них невозможно - руки были заняты. В результате у меня лицо опухло от укусов, и я перестал чувствовать боль.

Описанные события относятся к первым послевоенным годам. Тогда еще не было Куйбышевского водохранилища, и остров Маркиз, расположенный против устья Казанки, представлял собой райский уголок. Весь заросший зеленью, окаймленный песчаными берегами, он был излюбленным местом отдыха казанцев. Но туда переправлялись в основном в выходные и праздничные дни. В рабочие дни он был почти безлюдным, изредка посещаемым рыбаками. По другую сторону острова берег был изрезан так называемыми "застругами" - это песчаные отмели, глубоко врезавшиеся в берег острова. Там мы любили ловить рыбу при помощи бредня: без костюмов, в теплое время года, по вечерам. Мы закидывали бредень у основания заструги и, пройдя к ее концу, выгребали оттуда всю рыбу. По ширине заструга была около 10 - 15 метров, а по длине - метров 30 - 40. Рыбы при каждом заходе попадалось очень много, но, к сожалению, она была мелкая. Очень редко забредала большая щука. Один раз на два килограмма. Этот случай мне хорошо запомнился - я здорово попотел, чтобы ее удержать. Куда мы девали мелочь, я точно не помню. Кажется, мы ее отдавали жене Рогова, которая продавала ее на рынке.

Приближалась осень. Без резинового костюма рыбачить было невозможно.

Однажды, это было примерно в конце октября, перед заморозками, Семенов заболел гриппом, и мы вдвоем с Роговым в выходной день, собрались на остров Маркиз ловить рыбу. Мы захватили два бредня, оба резиновых костюма, мешочек с едой и отправились в путь.

Неприятности начались с самого утра. Вместе с нами на остров хозяин лодки перевез двух женщин. Когда они скрылись, мы обнаружили, что пропал наш мешочек с едой. Проще говоря, они украли у нас всю провизию, и мы остались на весь день без пищи. Мы погоревали, но делать было нечего, и тронулись в путь. Идти к озеру нам пришлось довольно далеко - километр или полтора. День выдался пасмурный, но без дождя.

Озеро было широкое и протяженное. С одной стороны оно заросло ивняком. Чтобы захватить все озеро по ширине, нам пришлось соединить оба бредня. Мы закрепили палки, которые Рогов тут же срубил, и приступили к делу. Я стал у ближнего, заросшего берега, а Рогов - с противоположной стороны. Пошли. Мы шли тихо, никаких эмоций, едва тянули 25-метровый бредень. Когда попадались ивы, далеко выступавшие в воду, я обходил их по воде. Однако в одном случае мне обойти препятствие не удалось. Дело в том, что я не умел плавать, а в этом месте вода была выше головы. Рогов изо всех сил кричал, чтобы я двигался, а я не мог одолеть эту водную преграду. И главное не в том, что я не умел плавать, а в том, что наши резиновые костюмы были нам по грудь, и, пускаясь вплавь, неизбежно пришлось бы набрать в костюм воду. Тем не менее я решился и под восторженные крики Рогова переплыл препятствие. Он потом часто рассказывал этот эпизод, и я был горд его похвалой. Итак, я преодолел препятствие, и мы благополучно продолжили наш путь. Невод тяжелел, и нам стоило больших усилий дотянуть его до конца озера. В конце пути мы почувствовали невероятную тяжесть: огромные крылья невода и две его мотни были сплошь забиты крупными карасями. Они нисколько не сопротивлялись, как бы продолжая спать. Только наверху всей рыбной массы большую активность проявляли щуки. Мы были ошеломлены уловом. По-видимому, поздней осенью караси залегли в ямах и приготовились перезимовать. Мы выгребли все ямы. Нас поразил размер карасей. Каждый весил 1-1,5 кг. Мы были совершенно не подготовлены к такому улову. У нас не было ни тары, ни физических возможностей перетащить эту уйму рыбы, как потом оказалось, не менее четырех пудов, к берегу.

Дело шло к вечеру. У нас оказался с собой какой-то старый мешок, мы приспособили под тару наши бредни, костюмы и даже кальсоны. Утащить все это в один прием мы, естественно, не могли. Поэтому мы делали это перебежками, многократно возвращаясь туда и обратно, пока не достигли берега острова. Было уже очень поздно. Думать о переправе в это время суток было безумием, и мы решили заночевать, благо рядом был сарай, который принадлежал бакенщику. В сарае среди прочего были кочаны капусты, и это оказалось кстати. Мы ели капусту, но в то же время помнили, что на голодный желудок нужно быть осторожными с капустой.

Чуть свет мы были на ногах. Упросили бакенщика переправить нас на тот берег и отвалили ему несколько килограммов рыбы. По-видимому, этого показалось ему недостаточно. На берегу стояло множество судов, и причалить нашу лодку не представилось возможности. Тогда мы решили перевалить груз на стоявшую у берега лодку. Многие останавливались и удивлялись нашему необычному грузу. Это заметили также матросы рядом стоявшего грузового судна. Мы не знали, что лодка, в которую мы перевалили рыбу, принадлежала этому судну и была к нему причалена. Кто-то с берега крикнул нам, чтоб мы поторопились перегрузить наш улов с лодки на берег, так как незаметно для нас судно стало готовиться к отчаливанию. Было очевидно, что капитан судна решил поживиться нашей рыбой. Мы приложили максимум усилий, чтобы перебросить рыбу с лодки на берег, и это нам удалось. Когда судно вместе с лодкой отчалило от берега, на лодке не осталось ни одной рыбины.

Однако на этом наши мытарства не кончились. Бакенщик успел предупредить милицию, и к нам заявился милиционер. Откуда рыба? Не имеете права ловить! и т.д. Я был один, поскольку Рогов поехал в город искать машину для перевозки рыбы домой. Я всячески выкручивался и, наконец, спросил, сколько ему дать рыбы? Он назвал то ли пуд, то ли килограммов 10. Мы сторговались на 4 кг. Решили подождать Рогова. Он приехал и дал милиционеру всего-то килограмма 2 - 3, и тот отстал от нас.

Что делать с рыбой? У нас не было времени с ней возиться, и мы решили сдать ее в ближайшую столовую швейного комбината, которая помещалась на углу улиц Баумана и Пионерской, ныне ул. Чернышевского. Нам за это дали три телогрейки и три пары ватных брюк, которые впоследствии мы продали.

Тем временем Семенов, наш третий компаньон, выздоровел. Когда он узнал о нашем успехе, то весь загорелся желанием поехать на рыбалку, и при том на то же озеро. В следующий выходной мы поехали втроем. На этот раз у нас не было недостатка в пище, мы были хорошо одеты. Но когда мы подошли к озеру, то обнаружили, что оно замерзло. Это нас не огорчило, и мы решили организовать подледный лов. Мы прорубили вдоль двух берегов дорожки, паче это нетрудно было сделать, поскольку лед был достаточно тонкий. Далее мы опустили бредень под лед, и Семенов с Роговым по всем правилам подводного лова прошлись по всей длине озера. К великому сожалению, второй сенсации не случилось. Рыбы было всего 2 - 3 кг. По-видимому, в первый раз мы действительно выловили всю рыбу озера, которая залегла в ямы. Семенов был, конечно, огорчен. На этом рыбная эпопея завершилась, поскольку мы увлеклись другим занятием.