ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОПЫТЫ В университетские годы я любил делать литературные
зарисовки, которые затем читал своим друзьям на вечеринках. Вот две из них,
которые у меня сохранились. «На семинаре по политэкономии. - Можно ли построить коммунизм в одной
стране? Смотря как ставить вопрос. Он пожимает плечами, морщит лоб и
разводит руками. - Вопрос можно поставить
теоретически и практически. Нагибается к Якунину и говорит: - Теоретически можно построить
коммунизм в одной стране? Можно ведь, а? Вдруг он от него отскакивает, как
бы получив удовлетворительный ответ от бедного Миши Якунина. - Можно! Ведь конечно можно!
Теоретически... хе, хе, все можно!.. Здесь он хитро подмигивает, закуривает
широким жестом и вообще намекает, что в этом месте лежит похороненной
острота. - А практически нельзя! - он опять
говорит одному Якунину. - Практически, практически это
очень трудно. Якунин сидит как изваяние,
неподвижный, даже записывать перестал. - А вот социализм можно! - он
опять отскакивает от Якунина. - Это не то, что коммунизм! И усмехнулся себе в усы.» «На лекции по теории
относительности. Мандель (зажигает папиросу):
Тензорную алгебру вам читал Мюнц; я могу вам ее не читать? Витохин: Конечно, не надо. Сима Синельщикова (очень пассивно):
Не надо, не надо, зачем повторяться. Карпов (раздраженно): Но не все
слушали Мюнца! Сима: Да, конечно! Надо! Ну, еще
бы, надо! Фунштейн (берет слово): Видите ли,
это два факультативных курса, которые должны идти параллельно (он рисует
пальцем на скамейке две параллельные линии), и каждый из них должен быть
самостоятельным и закругленным (он это показывает руками). Кроме того, есть
товарищи, которые желают слушать Ваш курс, не слушают Мюнца, и такая
постановка вопроса лишит последних возможности вообще слушать Ваш курс. Он закончил, сделав необычайно
сложную фигуру руками. Сима (громко): Есть еще одна
причина! (Кокетничает). Ну, конечно, не то, чтоб сдавать меньше. (На ее лице
появляется румянец). Мандель (зажигает папиросу): Пусть
еще два - три человека выскажутся. Борис Бронштейн: Завтра созовем
производственное совещание и этот вопрос обстоятельно обсудим. Сима: У меня есть мнение! Мы
завтра это решим на производственном совещании. Фишман: Я думаю, что надо
пропустить то, что Мюнц читал. Я должен добавить, что Мюнц решительно ничего
не успел прочесть из тензорной алгебры. Мандель (затягиваясь дымом):
Завтра решите и мне скажете. Сима (смотрит на него широко
раскрытыми глазами): Хорошо! (Длинная пауза, во время которой
Мандель зажигает папиросу и затягивается дымом). Мандель: Понятие о времени я вам
читать не буду! Старчак (очень строго): Позвольте,
позвольте, почему?! Мандель (медленно затягивается
дымом): Это можно прочесть в любой популярной книжке. Фунштейн (берет слово): Было бы
очень важно, если б Вы об этом вопросе упомянули, тем более, что надо принять
во внимание сказанное раньше, что есть товарищи, которые Вас слушают и не
слушают Мюнца, и, вообще, независимость курсов, параллельность... Мандель (зажигает папиросу и
затягивается дымом): Пусть еще два - три человека выскажутся». Теперь расскажу о главном своем литературном детище,
которое я написал на 3 курсе университета. В университете у меня было много друзей и, по-моему, меня
по-своему полюбили. Я был компанейским, и, как мне казалось, остроумным,
хорошо учился (закончил университет "с отличием"), был безотказен в
помощи товарищам. Но все это были мои приятели, не более. Были же и два
друга, которых я особенно любил и, как поется в песне, надеюсь взаимно. Это
Сергей Анитов и Леонид Демченко. О первом я уже говорил, а Леня был для меня
богом. Вот о нем я и сочинил рассказ. Приведу его по оригиналу, который у
меня сохранился. «Влюбленный друг» Мой друг лежит на кровати, а я
сижу подле. И все потому, что моего друга я очень люблю. Глаза у него открыты
и блестят, как капли янтаря. Он влюблен всем сердцем и говорит много тоже
потому, что влюблен, а влюбленные, знаю, или много говорят, или же совсем
молчат. А он говорит. И вообще очень счастлив. Счастливее его я еще не видел.
И даже я сегодня счастлив, потому, что мой друг лежит на кровати, а я сижу
подле и смотрю на него. И мне хорошо. Он так счастлив, что не знает, что
делать. Он закрывает глаза и говорит, что от любви сойдет с ума, а я ему
верю. Я ему во всем верю. От такой любви можно действительно сойти с ума. Я
бы не выдержал. Но он выдерживает. Он сильный. Он уверен, что сегодня ее опять
увидит. Вчера он ее видел. Вчера она была лучше, чем когда бы то ни было.
Сегодня она будет еще лучше. Сегодня она будет бесподобной. Чарующей. И не
знаю даже, как он пойдет к ней в таком влюбленном состоянии. Что-то меня
тревожит. Чего-то я боюсь. По-моему, как-то неприлично. А уйдет? Как уйдет от
нее? Но все же я ему завидую. Он такой влюбленный! Вчера он ее ждал целых полчаса. И
ему было очень трудно сидеть на одном месте. Ему казалось, что вот-вот она
придет. Вечер был теплый и подходящий для любви. А когда она пришла, он
думал, что не выдержит, потому что сердце стало сильно биться. И он
побледнел. Он взял ее за руки, и по телу пробежала дрожь. Он сжал ей руки до
боли и долго их не выпускал. А она улыбалась и говорила, что его любит, что
никогда, ну, конечно, никогда она не перестанет его любить. Мой милый друг. Он лежит сейчас на
кровати и припоминает эти слова. Нет, не просто эти слова, но так, как она их
произнесла. С открытым и серьезным лицом и нежным, как утро, подбородком.
Зубки у нее белые, как снег, и лоб светлый, как лунный круг. На нижней губе
играл отблеск какого-то отражения. А глаза были ясны и открыты. Глаза! Только
ради них стоило бы умереть. И он закрывает лицо руками. Какая любовь! Я тоже ее полюбил.
Она такая славная: мой друг сходит с ума от любви. Впервые он ее увидел на вечере и
не знал, что делать. Она была так красива, что все смотрели и говорили:
" Как она красива!" Но никто не решался пригласить ее на танцы.
Потому, что каждый боялся, что его заметят. А с ней бы непременно заметили. И
они выбирали других девушек. И с ними танцевали. И они действительно мало
выделялись. А она танцевала все время с одним, который ей надоел, потому что
это один и скучный. А она была веселого нрава. И смеялась. И ее смех приводил
всех в восторг. И все говорили: "Она обворожительно смеется!" И все
время смотрели на нее издалека. А мой друг после этого вечера
перестал походить на себя: он влюбился. Он лежал на жестком матраце и думал:
"Таких ножек, как у нее, я не встречал". И вообще, ему надо с ней
познакомиться. Он попросил познакомить его с ней своего близкого приятеля,
который ее знал. Приятель был очень близкий, потому что он его постоянно
угощал папиросами. Приятель сказал, что это доставит ему огромное
удовольствие. На следующем вечере к ним подошел
мой друг. Но очень неудачно выбрал время. Потому что приятель как раз
рассматривал орнаменты на порталах входа. И был очень увлечен. И повернулся к
моему другу спиной. Лицом он больше к нему не поворачивался. И моему другу
стало неудобно. Ему стало стыдно. Он ушел, и сердце его оказалось разбитым. А девушка на этом вечере как раз
была бесподобна. Она танцевала, и на ее тонкой талии ложились совсем
крохотные складки. Когда она делала "рa", эти складки исчезали. Мой
друг не выдержал, подошел к ней и пригласил на следующий танец. Она сказала,
что она так утомилась и что она, ну, просто не может, и наградила его такой
милой улыбкой, что другой остался бы доволен. Но мой друг был убит и колени у
него дрожали, а горло сжал спазм. Он извинялся, но это так трудно было
понять, что она догадалась. У нее было очень умное лицо, хотя она была на
редкость молода. Он сел на скамейку и решил
смотреть на землю. А на людей не смотреть. И поэтому все его заметили. И так
как он хорошо танцевал, все спрашивали: "Почему он не танцует?" И
самый умный сказал, что у него подметка отпала. На самом деле в его душе
что-то страшно жгло. Он решил, что если она ему второй раз откажет, он будет
несчастнее самого себя. Потому что несчастнее его уже нет. Но она и второй
раз ему отказала. Она сказала, что обещала уже танцевать. И даже улыбкой его
не наградила. Он ушел и всю ночь не спал. А на завтра я ему сказал, что он
влюблен. Он ответил, что он сам это знает. Я сказал, что он сильно влюблен.
Он кивал головой и был несчастен. Мой бедный друг. Полтора месяца он
страдал, и за все время к нему не заглядывал луч надежды. Ему так было
тяжело. Мне было легче, потому что говорил много. И все умные вещи. Я ему
говорил, что любовь это нечто, что я отказываюсь понимать, что это что-то,
требующее тщательного рассмотрения, прежде чем брать на вкус. Он говорил, что
ему становится хорошо, смотрел на меня и дивился, откуда я все это знаю. А я все это выдумал. Однажды он бродил по коридору
мрачный, как непогода, и думал о ней. На лице лежала глубокая осень, а в душе
зияла пустота. И он думал, что если бы ее сейчас увидел, он был бы счастлив.
Ему тогда было бы совсем хорошо. Но сейчас ему неважно. Сейчас он разбит. И в
голове все что-то перепутано. И ничто не на месте. И он сел. И услышал вдруг
знакомый голос ее подруги. Она также заметила его и быстро к нему
направилась. "В жизни так много смешного,
- она сказала, - что вот бы села рядом и целый день бы смеялась!" И она села рядом. И залилась
громким смехом. - Ну вот, например, он не знает,
какое счастье его ожидает. Но уже через пять минут он будет знать. Она
замолкла и хитро на него посмотрела. Мой друг сразу побледнел. И как-то
странно щека вздрогнула. Но она этого не заметила. Она посмотрела вниз и
увидела двойную складку на его брюках. И ей стало опять смешно. Что дальше она говорила, было не
интересно. А через полчаса он шепотом мне сказал: "Ты понимаешь, не в
пять часов и не послезавтра, а завтра, в три часа. Ах, ты что-нибудь
понимаешь? Ты смыслишь хоть что-нибудь?" А мне откуда же это понимать?
Ничего я не смыслю в любви! ...И сидели они на берегу Невы.
Ночь была ясная, и свежий воздух немного охлаждал горячие виски. Ее крохотная
ручка затерялась в его руке, а другой он ее обнял. Их щеки касались друг
друга, и они смотрели на Неву. Там медленно колебались отражения огней, среди
которых скользила маленькая лодка. Он говорил: "Знаешь ли, Римма, как я
тебя люблю?" Ее голос был свежий и бархатный. Такой голос он слышит
впервые. И он еще крепче прижал ее к себе. Она смеялась. Такой смех трудно
забыть, он опьяняет и гонит по своим бурным волнам. Нет сил. Нет воли. И
желаний нет. Только слушать ее. Ах, Римма, Рим-м-ма! Он погиб, он не выдержит, мой дорогой
друг! "Ну, пойми, - я ему говорю, -
мы тоже когда-то любили, т.е. будем любить. Но неужели это должно обязательно
сопровождаться громом и молнией и - вот конец света. Что было бы, если бы все
люди были подвержены этой твоей участи. Это стало бы мировым бедствием.
Матери спрашивали бы друг друга: "Вашему сыну двадцать два года? Ах,
несчастный! Через полгода!" И мне самому становится печально.
И как-то грустно вспоминать детство. И я стараюсь на него не смотреть. Я
аккуратно прикладываю холодный компресс и щупаю пульс. Но ничто, ничто ему не
помогает! Я читал свой рассказ старшекурсникам в общежитии, где я
жил. Успех превзошел все мои ожидания. Надо было знать то время, когда он
писался. О любви говорить и писать было не принято. Это была запретная тема.
Недаром, всякий раз, когда в комнате общежития появлялся новый человек, Юрий
Прокофьев, студент 5 курса, неизменно просил: "Иес, (это была моя
кличка, составленная из моих инициалов), - прочти нам рассказ. Я читал и
никогда не уставал читать его ребятам курса или вообще посторонним людям.
Самому же герою рассказа, Лене Демченко, я, кажется, никогда этот рассказ не
читал. Однажды, по настоянию друзей, я послал рассказ Коpнею
Чуковскому. Он тогда находился в доме отдыха творческих работников под
Ленинградом, где-то под Петергофом или Пушкином, точно не помню. С
нетерпением я стал ждать ответа. Но ответа не было. Прошла неделя, другая,
ответа нет. По совету друзей, которые были в курсе дела, я решил поехать к
Чуковскому сам. Адрес было нетрудно узнать. Приехал. Мне показали на высокого
пожилого человека, очень подвижного, с усами, который прогуливался один по
дорожке сада. Я подошел, представился. - Как, Вы не получили моего ответа? - спросил он, - я
отправил Вам рассказ с моими замечаниями, но хорошо, что Вы приехали, у меня
есть полчаса "мертвого часа", и мы можем с Вами поговорить. По ходу
разговора я спросил его, над чем он сейчас работает и где ему лучше всего
пишется. На последний вопрос он ответил, что в Крыму ему пишется лучше всего.
Я помню, что тогда я подумал: губа не дура... Мы с ним прогуливались. Он
интересовался моей учебой, бытом. Когда я приехал домой, в общежитии меня ожидал пакет от
Чуковского. Там был мой рукописный рассказ с пометками Чуковского. Одна из
пометок: "неграмотно, но хорошо!". В конце Чуковский написал
пространную рецензию, суть которой заключается в том, что концовка очень
хороша, особенно, что любовь, как конец света, что "рассказ, хотя и
беспомощный, но милый". Через несколько дней, помню, ко мне в местной столовой
подошел один молодой человек и передал мне привет от Корнея Ивановича
Чуковского. Конечно, было приятно получить привет от маститого литератора. На этом я закончил свои литературные упражнения и занялся
делами более материальными. Назад – К содержанию – Далее |
|